Вряд ли найдется еще какой-нибудь музыкальный инструмент, который занимал бы в истории мировой культуры такое важное место. Трудно даже перечислить все те роли, которые играли колокола в жизни людей, все те функции, которые они выполняли, все те события, непосредственными участниками которых они выступали. Так же сложно переоценить и ту степень социальной значимости, которую имели и продолжают иметь колокола в жизни людей. Балансируя между реальностью и мистикой, колокола и колокольный звон стали важнейшими символами человеческого бытия, заключая в себе нечто, не подвластное человеческому пониманию.

Одним из отличий частного богослужения от общественного является то, что оно не вписано в годичный, седмичный и суточный круги и совершается по мере необходимости. Использование колоколов и звонов в этих случаях, как и при общественном богослужении, зависит от статуса и содержания службы или Чина.

Порядок богослужебных звонов:

1. В Пасхальные праздники. Полунощница в Великую Субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной Седмицы. В современной практике она примыкает к Пасхальной утрени. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било», но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).

2. Совершаемых в Страстную седмицу. Четыредесятница заканчивается к Субботе 6-й седмицы именуемой «Лазаревой». «Лазарева суббота» примыкает к Вербному Воскресению, или неделе Ваий. В эти дни служится Литургия Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней.

3. В период Великой Четыредесятницы. С наступлением Великого Поста в богослужебной практике происходят изменения. Например, меняется система счёта дней седмицы. Если в обычное время (в период пения Октоиха) первым днём седмицы считается воскресение, то в Великий Пост – это понедельник. Меняется порядок чтения кафизм; вообще, чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным.
Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого Поста, например – часовые.

4. Звоны будничные. В настоящее время будничные звоны — явление не частое. Реальная необходимость использования колоколов в наше время не велика. Мы привыкли уже ориентироваться во времени по часам. Расписание служб нам известно. Службы совершаются, в основном, вовремя. Редкий прихожанин не имеет своих часов, но теперь и это не существенно. Колокольные звоны нашего времени — более украшение Богослужения, символы, нежели насущная потребность.

5. Звоны воскресные. Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с Вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Перед воскресным днем, в субботу вечером, звонарь, взяв благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Совершается благовест в воскресный колокол. Вначале производят два удара в колокол до полного затухания звука после каждого удара, а затем начинают равномерные удары. В конце благовеста – трезвон в один прием.

Расписание колокольных звонов на звонице Спасо-Евфимиева монастыря:
с 10.00 до 17.00 каждый час, каждый день, кроме среды. Длительность звона 5-7 минут.

TravelLine: Аналитика